59b0ed73.jpg

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ТЕКСТ и нажмите Ctrl + Enter». Спасибо :)

«Метафоры, которыми мы живем» - конспект

книга «Метафоры, которыми мы живем» Дж. Лакофф, М. Джонсон

****

.. метафора принадлежит не только языку, т. е. не только словам. Мы 
утверждаем, что процессы человеческого мышления во многом метафоричны. Это то, что имеется в виду, когда мы говорим, что концептуальная 
система человека структурирована и определена с помощью метафоры. 

****

***

 Метафора и метонимия — это разные виды процессов. Метафора — это прежде всего способ постижения 
одной вещи в терминах другой, и таким образом ее основная функция 
заключается в обеспечении понимания. С другой стороны, метонимии 
присуща в основном референциальная функция, т. е. она позволяет одной 
сущности заменять другую. Но метонимия это не только референциальный прием. Она также служит пониманию.

***

Итак, метонимия в какой-то мере служит тем же целям, что и метафора, и используется похожим образом, но она позволяет точнее сконцентрироваться на определенных сторонах того, что обозначается. Метонимия, как и метафора, не просто поэтический или риторический прием. 
Как и метафора, она принадлежит не только языку. Метонимические концепты (такие как ЧАСТЬ ВМЕСТ О ЦЕЛОГО ) ЯВЛЯЮТСЯ составной частью 
обыденного мышления, способов речи и поведения. 

Как и метафору, метонимию нельзя рассматривать как совокупность 
случайных и произвольных контекстов употребления. Метонимические 
концепты также организованы системно. Их системность можно проиллюстрировать следующими репрезентативными примерами, характерными для нашей культуры. 

Тащи сюда свою задницу\ 
У саксофона сегодн;; простуда
Мы не нанимаем длинноволосых 

Автобусы бастуют. 
Никсон бомбил Ханой. 

Мерседес» врезался в меня сзади. 
Уолл-стрит в панике. 


Рассмотренные метонимические концепты столь же системны, как 
и метафорические. Приведенные примеры метонимии не случайны. Они 
представляют собой проявления некоторых общих метонимических категорий, в терминах которых мы структурируем наше мышление и деятельность. 

Таким образом, метонимические концепты, как и метафоры, структурируют не только язык, но и наше мышление, установки и действия. 
Как и метафорические концепты, метонимические отношения коренятся 
в нашем опыте. 

Культурная и религиозная символики представляют собой особые 
случаи метонимии. 

Концептуальные системы культур и религий метафоричны по своей 
природе. Метонимия в сфере символов — это необходимая связь между 
повседневным опытом и внутренне согласованными метафорическими 
системами, лежащими в основе религий и культур. 

***

Наш основной тезис сводится к тому, что большая часть обычной понятийной системы человека структурирована с помощью метафор; т. е. 
большинство понятий понимается с помощью тех или иных частей 
других понятий. Это поднимает важный вопрос об основаниях нашей 
понятийной системы. Существуют ли в принципе концепты, понимаемые непосредственно, без метафор? Если нет, то как мы можем вообще 
понимать что-либо? 
Главные кандидаты на статус понятий, понимаемых непосредственно — это такие простые пространственные концепты, как ВЕРХ. Пространственный концепт ВЕРХ формируется на основе опыта взаимодействия 
человека с пространством. У нас есть тела, и мы стоим прямо. Практически любое выполняемое нами действие предполагает моторную программу, которая либо меняет ориентацию «верх—низ», либо поддерживает 
ее, либо предусматривает ее наличие, либо связана с нею как-то еще. 

***

Судя по тому, что в рассматривавшихся нами примерах определялось с помощью метафор, к числу очевидных представителей естественных видов опыта в нашей культуре относятся следующие категории: ЛЮБОВЬ, ВРЕМЯ, ИДЕИ, ПОНИМАНИЕ, СПОРЫ, ТРУД, СЧАСТЬЕ, ЗДОРОВЬЕ, КОНТРОЛЬ, 
СТАТУС, MORALITY/МОРАЛЬ и т. п. Эти концепты требуют определения 
через метафоры, так как они недостаточно четко определены на своей 
собственной основе, чтобы обеспечить достижение целей человеком в его 
повседневной жизни. 

***

12
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...