Обнаружив в тексте ошибку, выделите ТЕКСТ и нажмите Ctrl + Enter». Спасибо :)

Николай Иосифович Конрад - Конфуций против Лao-цзы

Наш выдающийся востоковед Николай Иосифович Конрад так писал об этом
противостоянии: «Конфуций настаивал на том, что человек живет и действует в
организованном коллективе – обществе, государстве. Эта организованность
достигается подчинением каждого члена общества определенным правилам – нормам
общественной жизни, выработанным самим человечеством в процессе развития
цивилизации. Лao-цзы придерживался противоположной концепции: все бедствия
человечества, все пороки – и личности, и общества – проистекают именно от этих
самых правил. «Правила» есть насилие над человеческой личностью».

Таким образом, по представлениям даосов, социальный порядок достигается
только отказом от всяких правил; их должно заменить следование человеком его
«естественной природе». Стремясь подавить эгоцентризм, правила только усиливают
его, подвергая личность насилию, от которого она бессознательно обороняется. Даосы
считали: «Чем больше становится законов и приказов, тем больше становится воров и
разбойников». («Преступления создает закон», – говорит Александр Нилл).
Даосы призывали забыть нормы и условности, пробиться к своей истинной
человеческой сущности, уничтожить конфликт между личностью и сущностью. Если
это удается сделать, достигается состояние «великого единения», в котором человек
как бы растворяется в других Я. В этом состоянии исчезает необходимость
самоутверждения, и человек избавляется от притязаний своего Я на овладение чем бы
то ни было. В нем человек не будет делать искусственных усилий, чтобы
соответствовать нормам нравственного поведения, но вместе с тем не станет
совершать безнравственных поступков по отношению к другим людям, так как его Я
находится с ними в единстве.
Ведущие концепции даосизма – естественность (спонтанность) и недеяние.
Недеяние – ненарушение закона естественности, спонтанная реализация собственной
природы. Недеяние – особый вид деятельности, следующей естественному порядку
жизни, сливающейся с ним и оттого одновременно незаметной и достигающей цели.
Цель же никогда не может быть сформулирована иначе, как в самом общем виде,
например: правильная, хорошая, естественная жизнь. Все совершается само собой, так,
как дышит человек, как бьется у него сердце, а отнюдь не по каким-то правилам,
которые можно явно сформулировать. Произвольная целеполагающая деятельность,
буквальное следование прописям, в том числе и нравственным, отвергается.
 

55
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...