Обнаружив в тексте ошибку, выделите ТЕКСТ и нажмите Ctrl + Enter».
Если Вы нашли на сайте материалы нарушающие авторские права, просим Вас сообщить об этом upravlenieorg@yandex.ru

.

С. Шерман и набор «архетипов» женского поведения

КАРТА ЖЕНСКОГО САМОВОСПРИЯТИЯ
В 70—80х годах прошлого века американский фотохудожник С. Шерман
представила вниманию публики серию своих фотографий «Кадры из фильмов
без названия» (Untitled Film Stills). Этот проект принес Шерман мировую из
вестность и сделал ее знаковой фигурой современного искусства.

На фото сама
С. Шерман (меняя костюмы, грим и собственную фигуру) примеряет всевоз
можные женские образы, предлагаемые кинематографом и телерекламой. Она
предстает то хичкоковской леди, то простушкой в клетчатой юбке из фильмов
60х и утомленной бизнесвумен, и стриженым под мальчика эльфомфеми
нисткой. Кадры представляют собой как бы весь спектр возможных женских
характеров и ситуаций, в которых участвует женщина, типичных женских сце
нариев поведения, которые можно извлечь из телепотока.
Тем самым Шерман показывает нам, какие образы считывает современная
женщина с кино и рекламы, а значит, и то, с какими образами она может иден
тифицировать себя в своей обычной жизни, с опорой на какие модели строить
свое реальное поведение.


Интересно, что Шерман завершила работу над этой серией именно тогда,
когда поняла, что начинает повторяться, дублировать уже существующие об
разы (Cruz A., Smith E.A.T., Jones A., 2001). Этот факт может служить для нас
косвенным подтверждением достаточной полноты получившегося набора.


Кадры С. Шерман, безусловно, имеют свой смысл как предмет искусства и
заняли свое место в его истории, однако в нашем дальнейшем обсуждении они
выступят с несколько иной стороны. Благодаря ее замыслу в руки исследова
телямаркетолога попадает уникальный материал: достаточно полный набор
«архетипов» женского поведения, основных ролей современной женщины.
Ведь хорошо известен тот факт, что образы, транслируемые массовой культу
рой, задают способы выражения в поведении принимаемой человеком роли.
Предположим, некая женщина, сама того до конца не осознавая, стремится к
тому, чтобы окружающие считали ее доброй, мягкой и несколько зависимой.
Какие формы поведения, какую мимику и жесты ей избрать, какую одежду и
прическу, какие эмоции демонстрировать? Все это определяется фиксирован
ными в окружающей ее культуре эталонами: образы в фильмах и журналах, на
ТВ и в рекламе не в последнюю очередь. Безусловно, она не принимает таких
решений, рассуждая и осознанно продумывая каждую деталь. Просто она «счи
тывает» их с экрана, принимает способ жизни и отношение к жизни этого пер
сонажа, «идентифицирует» себя с ним и начинает во внешней жизни носить
одежду похожего стиля, улыбаться, причесываться и двигаться в образе этого
персонажа.
Однако в разных жизненных ситуациях, в общении с разным окружением
человек реализует разные роли, а значит, и ориентируется на разные модели
поведения, на разные типажи. Та же женщина может совсем не стремиться
выглядеть такой же скромницей в глазах подругимодницы, как в глазах род
ственников. Следовательно, у каждого из нас есть не одинокое представление

о единственном образе, в соответствии с которым мы строим свое поведение,
а целая организованная система такого рода образов. По всей видимости, речь
может идти о некоторой «карте», или «пространстве», таких ролей, где каждый
воспринимаемый из внешней среды образ (знакомый человек, героиня кино,
рекламы) оценивается по нескольким существенным параметрам и благодаря
этому как бы занимает свое место на этой карте или в этом пространстве («се
мантическом пространстве», могли бы мы сказать, пользуясь языком одного
из разделов психологии — психосемантики). Такие образующие параметры
складываются в течение всего процесса получения социального опыта челове
ком и организуют его восприятие и оценку других людей и событий.
Для маркетолога и специалиста по рекламе знание структуры такой карты,
свойственной представителям культуры, в которой он работает, профессиональ
но важно: ведь это равносильно тому, что знать сознание своих клиентов в той
или иной области. В нашем случае речь идет о сознании женщин в области их
представлений о женщинах, о самих себе в обществе.
***

В нашем исследовании в роли объектов, которые оценивались, выступали 66
фотографий из «Кадров» С. Шерман. Они представляют собой достаточно пол
ный набор разнородных женских образов, укорененных в современной массовой
культуре, — все эти признаки дают нам право использовать их как опорные точки
для выявления структуры пространства восприятия женщиной самой себя.
***

Наиболее удачными с точки зрения своей идентификационной способнос
ти оказались следующие кадры:
ˆ в ситуациях, ориентированных на стабильное окружение: кадры 37, 24,
45, 40, 13, 50;
ˆ в ситуациях, ориентированных на желаемое и оценивающее окружение:
кадры 34, 14, 2, 24, 50, 45;
 

То есть именно с этими образами женщины готовы себя идентифициро
вать в соответствующих ситуациях, именно с их особенностями поведения со
гласовываться. Важно отметить, что есть кадры, заслужившие высокие оцен
ки по обоим факторам (кадры 24, 45, 50).
Для того чтобы каждый из факторов стал более зримым, можно рассмот
реть и «отрицательные полюса», т. е. кадры, получившие негативные оценки
по факторам;
ˆ в ситуациях, ориентированных на стабильное окружение: кадры 39, 34, 52;
ˆ в ситуациях, ориентированных на желаемое и оценивающее окружение:
кадры 63, 41, 19.
***

ЛИТЕРАТУРА
Cruz A, Smith E.A.T., Jones A. Cindy Sherman. Retrospective. — New York. 1997.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики обще"
ственного сознания. — М. 1997.
 

234
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...