Обнаружив в тексте ошибку, выделите ТЕКСТ и нажмите Ctrl + Enter».
Если Вы нашли на сайте материалы нарушающие авторские права, просим Вас сообщить об этом upravlenieorg@yandex.ru

.

Макиавелли о доблести и фортуне

О взаимоотношении судьбы и человеческих действий Макиавелли говорит в  XXV  главе своего   трактата.   

Глава  XXV. Какова  власть судьбы  над  делами людей  и  как  можно  ей
противостоять.

 

Доблесть и фортуна

В борьбе за власть, по утверждению Макиавелли, существуют два решающих фактора: доблесть (virt) и фортуна. Доблесть – это искусство, необходимое для захвата и удержания власти, но лишь обстоятельства определяют, в чем оно состоит. В битве с врагом virtù – это отважный натиск, в заговоре же с целью убийства доблесть выражается в осторожности и терпении. Одаренный полководец Робб и умелый манипулятор Мизинец идут к власти разными путями, каждый из которых требует своего рода доблести.

Способность к деятельности, направляемой трезвым. умом, воля, опирающаяся на него, в особенности воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, определяется Макиавелли как вирту (virtu), т. е. доблесть.

***

Чтобы добиться искомого результата, государь должен быть в согласии с фортуной. Когда

же человек начинает действовать вопреки фортуне, или же она сама меняет свое

направление, все меняется в худшую сторону. При этом Макиавелли наставляет, что

фортуна подобна женщине, и что обращаться с ней надо подобающим образом, а именно:

«колотить ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за

дело»

Если же говорить о том, почему именно натиск, а не осторожность философ считает более

продуктивным, то здесь можно исходить из того, что натиск связан с умением вести войну,

с доблестью. Доблесть же – одно из тех качеств, которые Макиавелли считает

важнейшими в личности государя. В главе VI «О новых государствах, приобретаемых

собственным оружием или доблестью» он говорит о том, что доблесть гораздо важнее

«милости судьбы»9 в принципе. Человеку, пришедшему к власти собственными усилиями,

не уповая на судьбу, будет легче удержаться на троне и сохранить свое влияние, нежели

тому, кто попал на трон с помощью одной лишь фортуны. Отсюда можно сделать

заключение, что соединив эту доблесть и благоволения судьбы, можно добиться

небывалых успехов.

***

ГЛАВА XXV
 И однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что,
может  быть, судьба распоряжается лишь  половиной всех  наших дел, другую же
половину,  или около  того, она предоставляет  самим людям.  Я  уподобил  бы
судьбу  бурной  реке,   которая,  разбушевавшись,  затопляет  берега,  валит
деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю:  все бегут  от нее прочь,
все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так,--
разве это мешает людям  принять меры предосторожности в  спокойное время, то
есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов,  река либо
устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?
554
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...