Обнаружив в тексте ошибку, выделите ТЕКСТ и нажмите Ctrl + Enter».
Если Вы нашли на сайте материалы нарушающие авторские права, просим Вас сообщить об этом upravlenieorg@yandex.ru

.

Т. Гоббс - Левиафан - интересные отрывки

ГЛАВА XIII. О естественном состоянии человеческого рода в его отношении к счастью и бедствиям людей

 

Что же касается умственных способностей (я оставляю в стороне искусства, имеющие свою основу в словах, и особенно искусство доходить до общих и непреложных правил, называемое наукой,— таковыми правилами обладают немногие, и то лишь в отношении немногих вещей, ибо правила эти не врожденные способности, родившиеся с нами, а также не приобретенные (как благоразумие) в процессе наблюдения над чем-то другим), то я нахожу в этом отношении даже большее равенство среди людей, чем в отношении физической силы.


Ибо благоразумие есть лишь опыт, который в одинаковое время приобретается в равной мере всеми людьми относительно тех вещей, которыми они с одинаковым усердием занимаются. Невероятным это равенство делает, возможно, лишь пустое самомнение о собственной мудрости, присущее всем людям, полагающим, что они обладают мудростью в большей степени, чем простонародье, т. е. чем все другие люди, кроме них самих и немногих других, которых они одобряют потому ли, что те прославились, или же потому, что являются их единомышленниками. Ибо такова природа людей.

Хотя они могут признать других более остроумными, более красноречивыми и более образованными, но с трудом поверят, что имеется много людей столь же умных, как они сами. И это потому, что свой ум они наблюдают вблизи, а ум других — на расстоянии. Но это обстоятельство скорее говорит о равенстве, чем о неравенстве, людей в этом отношении. Ибо нет лучшего
доказательства равномерного распределения какой-нибудь вещи среди людей, чем то, что каждый человек доволен своей долей.


Из-за равенства проистекает взаимное недоверие.

Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами.


На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в
сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются
погубить или покорить друг друга. Таким образом, выходит, что там, где
человек может отразить нападение лишь своими собственными силами,
он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным именем,
может с верностью ожидать, что придут другие люди и соединенными
силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного
труда, но также жизни или свободы. А нападающий находится в такой же
опасности со стороны других.
Из-за взаимного недоверия — война. Вследствие этого взаимного
недоверия нет более разумного для человека способа обеспечить свою
жизнь, чем принятие предупредительных мер, т. е. силой или хитростью
держать в узде всех, кого он может, до тех пор пока не убедится, что нет


 

***

Кое-кому недостаточно взвесившему эти вещи может показаться
странным допущение, что природа так разобщает людей и делает их
способными нападать друг на друга и разорять друг друга; не доверяя
этому выводу, сделанному на основании страстей, он, может быть,
пожелает иметь подтверждение этого вывода опытом. Так вот, пусть такой
сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что,
отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой
компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем
доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы
и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую
причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих
согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои
ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими
действиями, как и моими словами? Однако никто из нас не обвиняет
человеческую природу саму по себе. Желание и другие человеческие
страсти сами по себе не являются грехом. Грехом также не могут
считаться действия, проистекающие из этих страстей, до тех пор пока
люди не знают закона, запрещающего эти действия; а такого закона они

не могли знать до тех пор, пока он не был издан, а изданным он не мог
быть до тех пор, пока люди не договорились насчет того лица, которое
должно его издавать.
Может быть, кто-нибудь подумает, что такого времени и такой
войны, как изображенные мной, никогда не было; да я и не думаю, чтобы
они когда-либо существовали как общее правило по всему миру. Однако
есть много мест, где люди живут так и сейчас. Например, дикие племена
во многих местах Америки не имеют никакого правительства, кроме
власти маленьких родов-семей, внутри которых мирное сожительство
обусловлено естественными вожделениями, и живут они по ею пору в том
животном состоянии, о котором я говорил раньше. Во всяком случае,
какова была бы жизнь людей при отсутствии общей власти, внушающей
страх, можно видеть из того образа жизни, до которого люди, жившие
раньше под властью мирного правительства, обыкновенно опускаются во
время гражданской войны.
Хотя никогда и не было такого времени, когда бы частные лица
находились в состоянии войны между собой, короли и лица, облеченные
верховной властью, вследствие своей независимости всегда находятся в
состоянии непрерывной зависти и в состоянии и положении гладиаторов,
направляющих оружие друг на друга и зорко следящих друг за другом.
Они имеют форты, гарнизоны и пушки на границах своих королевств и
постоянных шпионов у своих соседей, что является состоянием войны.
Но так как они при этом поддерживают трудолюбие своих подданных, то
указанное состояние не приводит к тем бедствиям, которые
сопровождают свободу частных лиц.
В подобной войне ничто не может быть несправедливым.
Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при
нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и
неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места.
Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет
несправедливости. Сила и коварство являются на войне двумя основными
добродетелями. Справедливость и несправедливость не являются ни
телесными, ни умственными способностями. Если бы они были
таковыми, они, подобно ощущениям и страстям, должны были бы быть
присущи и человеку, существующему изолированно. Но справедливость и
несправедливость есть качества людей, живущих в обществе, а не в
одиночестве. Указанное состояние характеризуется также отсутствием
собственности, владения, Отсутствием точного разграничения между

моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может
добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это. Всем
предыдущим достаточно сказано о том плохом положении, в которое
поставлен человек в естественном состоянии, хотя он имеет возможность
выйти из этого положения — возможность, состоящую отчасти в страстях,
а отчасти в его разуме.
Страсти, склоняющие людей к миру. Страсти, делающие людей
склонными к миру, суть страх смерти, желание вещей, необходимых для
хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум
подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут
прийти к соглашению. Эти условия суть то, что иначе называется
естественными законами, о которых я более подробно буду говорить в
следующих двух главах.

664
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...